Главная
Регистрация
Вход
Суббота
25.05.2019
21:14
Приветствую Вас Гость | RSS
AlloVer

Меню сайта

Категории
Обучение [2]Игры с ребенком [5]
Психология [2]Отдых [3]

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 630

 Наши детки 
Главная » Наши детки » От 2-х и старше » Игры с ребенком

УПРАЖНЕНИЯ и РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ для РЕБЕНКА ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ
[ ] 15.01.2009, 16:25
Важнейшее значение приобретает грамотный подбор игрового материала, игрушек, предметов, занимаясь с которыми ребенок учится понимать их свойства ( величину, форму, цвет) , и постепенно переходить от манипулирования к выполнению разнообразных, целенаправленных действий. Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребенок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие и т.д.
Речь ребенка развивается в связи с обозначением предметов и действий с ними. Ребенок может говорить лишь о том, что непосредственно воспринимает. Большое значение для развития речи в этом возрасте играют книги с картинками, чтение и заучивание коротких стихотворений, сказок.
Занятия с ребенком с этого возраста отличаются тем, что взрослый почти всегда осуществляет совместные действия с ребенком.

Упражнения на развитие сенсорных способностей.

Упражнения с пирамидкой
Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык одевания кольца на стержень.
На втором этапе подскажите, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большое и маленькое, скажите: “Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое”.
На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.
Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание (”не пропускай колечко”, “не переворачивай”, “надевай правильно”); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно- осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: “Какая гладкая у нас получилась пирамидка”).
Аналогичные занятия можно проводить с мягкой игрушкой Башенка-радуга. Поможет познакомиться с понятием круг, круглый увлекательная игра на коврике Твистере.
Упражнения с пирамидками различной формы (от одного года четырех месяцев и старше)

Для выполнения этого задания необходимо иметь пирамидки разной формы, но одинаковой величины: круглые и квадратные.
Покажите ребенку обе пирамидки, объясните, что на одной - все круглые кольца, а на другой - квадратные бруски. Вместе с ребенком соберите пирамидки. Снова разберите их. Спросите ребенка: “Покажи, где круглые кольца, а где квадратные бруски?”
Помогите малышу разложить детали в ряд (круглые с одной стороны, квадратные - с другой) и затем сложить одну круглую пирамидку, а другую - квадратную.
Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по одной пирамидке: “Смотри, какая она гладкая”, и по другой : “А эта пирамидка совсем другая, с острыми уголками”.
Ребенок еще не может самостоятельно выравнивать квадратные бруски на стержне. Основная цель этого упражнения - знакомство с предметами разной формы.
Забавный Геометрический паровозик (рамки и вкладыши Монтессори) также поможет разобраться в понятиях круглый и квадратный, пирамидка - сортер.

Упражнения с матрешкой

Сначала, примерно с одного года двух месяцев, используется матрешка с одним вкладышем. Научите ребенка открывать и закрывать матрешку, вкладывать и вынимать.
Покажите ребенку большую матрешку, встряхните ее - внутри что-то гремит. Помогите малышу открыть матрешку, покажите вторую, маленькую матрешечку. Закройте большую матрешку, поставьте рядом с маленькой . Обратите внимание на их величину: “Одна матрешка большая, другая маленькая”. Спросите ребенка: “Где большая матрешка, а где маленькая?”
Теперь откройте большую матрешку, спрячьте в ней маленькую и предложите ребенку закрыть ее второй половиной, плотно соединив две половинки, совместите рисунок.
Помогайте малышу открывать и закрывать матрешки.
Если ребенок научился действовать с этой матрешкой, предложите ему более сложный вариант: c двумя вкладышами.
Сначала вынимаете и собираете все три матрешки, выстраиваете их в ряд, подчеркиваете разницу в величине. Попросите ребенка показать, где большая матрешка, где средняя, где маленькая.
Затем собираете матрешки вместе с ребенком: в среднюю прячется самая маленькая, а теперь осталось две матрешки (большая и поменьше), открываете большую матрешку и прячете в ней среднюю.
Постоянно подсказывайте ребенку: “Открой эту матрешку, а теперь эту”, “как закрыть матрешки?”, “Давай сделаем, чтобы они стали красивыми, совместим рисунки “, “Возьми большую матрешку, вложи в нее среднюю”, и т.д.
Для ребенка второго года жизни эти упражнения являются довольно трудными, особенно такие действия, как совмещение рисунка, правильный выбор частей одной игрушки на произвольно размещенных на столе.

В нашем магазине мы можем предложить вам следующие виды матрешек: “Маша и медведь”, “Три медведя”, “Семейка”.

Понятия больше меньше для ребенка запомнятся быстрее, если родители преподнесут вышеупомянутые занятия в сказочной форме.

Упражнения с предметами разной величины

Продолжайте развивать у ребенка умение ориентироваться в предметах по их величине и форме.
Для этого упражнения можно сделать самим необходимые пособия в виде кружочков, квадратиков, треугольников, овалов (по 5 штук большого размера и по 5 штук маленького размера). Это могут быть фигурки, вырезанные из толстого картона. Важно, чтобы одинаковые фигуры были одного цвета. Например, все кружочки - красные, все квадраты - синие, все треугольники - зеленые. То есть различия - только по величине и форме. Диаметр больших кружков примерно 4-5 см, маленьких -2-3 см; стороны большого квадрата 4-5 см, маленького - 2-3 см; размеры большого треугольника: 4,5*4,5*4,5 см, малого - 3*3*3 см; овалов: 5*3 см и 3*2 см.
Сначала показывайте ребенку только кружочки, объясняя, чем они отличаются: “Вот, посмотри, это большие кружки, а это маленькие. Давай, разложим большие в одну коробку, а маленькие - в другую”.
Выполняйте это задание сами, спрашивайте у ребенка, куда положить большой кружок и куда маленький ( маленький прячется в ладошке, а большой трудно спрятать). Затем предложите малышу самостоятельно разложить кружочки.
Если с этим заданием ребенок справился, переходите к другим фигурам, действуя так же.
И только после того, как ребенок безошибочно делит все фигуры по величине, приступайте к раскладыванию фигур в соответствии с их формой. Сначала предлагайте ребенку два вида фигур одной величины, например, маленькие кружки и маленькие квадратики. Раскладываете вместе с ребенком кружки в одну коробочку, квадратики - в другую. Далее переходите к следующей паре фигур.
Действуйте постепенно, не торопитесь, поддерживайте интерес ребенка к занятиям ( называйте фигуры игрушками, употребляйте слова : такой, не такой, одинаковые, разные; не требуйте, чтобы ребенок произносил и запоминал названия фигур).

У нас вы можете приобрести готовые приспособления для обучения детей понятиям форм предметов. Это - мягкие геометрические подушечки, мягкая книжка Фигуры, контрасты, лото Геометрические фигуры, Сложи Узор (Никитин). Эти игрушки, кроме того, что несут познавательную информацию, привлекут малыша яркими красками, интересными формами, помогут родителям превратить процесс обучения в увлекательную игру.

Упражнения с длинной и короткой лентой

Это упражнение поможет ребенку понять различия между словами, обозначающими разную длину.
Возьмите две палочки с закрепленными на них лентами: одна короткая - сантиметров 5, а другая длинная - сантиметров 20. Научите ребенка накручивать ленту на палочку. Когда ребенок овладеет этим навыком, предложите ему поиграть, кто быстрее завернет ленту на палочку. Себе возьмите короткую. Обязательно выиграйте. После этого разложите ленты на полу. Покажите, как они отличаются по длине. Спросите у ребенка: “Ты, какую ленточку возьмешь теперь, короткую (вот она) или длинную, вот эту?” В любом случае дайте ребенку короткую ленточку и проведите снова соревнование. Теперь вы, конечно, должны проиграть.
Еще раз уточните, где короткая, а где длинная лента. Через несколько дней вернитесь к этой игре.

Упражнения с досками

Использовать можно любые поверхности с вырезанными в них отверстиями, так, чтобы ребенок мог вставлять в них соответствующие части.
Начинать занятия с ребенком полутора лет нужно с самой простой доски. Размер ее, примерно, 30*15 см. Размер вырезанных кружков в диаметре: больших -4,5 см. маленьких - 3 см.
Говорите ребенку: “Давай мы с тобой поиграем в такую игру. Вот домик с окнами, их нужно на ночь закрыть. Вот большие окошки, а вот - маленькие. Найди большие кружочки. Закрой ими большие окошечки. Маленькими кружочками закрой маленькие окошечки”.
Сначала попросите ребенка отыскать большой кружок и показать, какое окошечко нужно им закрыть. Для облегчения выполнения задания раскладывайте большие кружки слева от доски, а маленькие - справа. Затем перемешайте и большие и маленькие кружочки и помогите ребенку правильно сопоставлять величины предметов.
Далее переходите к более сложным заданиям с использованием других геометрических фигур.
Ближе к двум годам усложняйте это задание, предлагая ребенку доски, на каждой из которых вырезаны разные геометрические фигуры: кружки и квадраты, треугольники и кружки, овалы и квадраты и т.д.
Самыми сложными являются задания на вкладывания фигур сходной формы: круги и овалы, квадраты и прямоугольники.
Если у ребенка не получается правильное выполнение заданий, переходите к последовательному дробному членению, заключающемуся во внимательном рассматривании отверстий и вкладышей, в ощупывающих действиях рукой, сопоставлении и сравнивании, способе захватывания вкладышей, примеривании их к отверстиям, нахождении нужного ракурса для закрытия отверстий.

Мы можем предложить вам для выполнения этих упражнений Рамки и вкладыши геометрические Монтессори, логический домик-сортер, сортер Формы-перевертыши, музыкальный сортер Животные. Изготовителем найдено интересное решение для превращения учебного материала в знакомую и любимую игрушку.

Упражнения с предметами разного цвета

Подберите палочки, кубики или другие предметы разного цвета: например, 5 кубиков красного цвета и 5 кубиков зеленого цвета.
Возьмите один кубик красного цвета и попросите ребенка найти такой же кубик, затем возьмите кубик зеленого цвета и попросите ребенка отыскать точно такой же.
Положите один кубик красного цвета в коробочку, попросите ребенка найти такие же кубики и все сложить в эту же коробочку. Затем перемешиваете снова красные и зеленые кубики и то же самое задание выполняете с зелеными кубиками.
Теперь возьмите две коробочки: в одну положите красный кубик, в другую - зеленый, а ребенок раскладывает остальные в соответствии с цветом.
Используйте кубики ( по 5 штук) трех цветов: красные, зеленые, желтые.
Если ребенку трудно дается выполнение этих заданий, помогайте ему, группируя кубики по цвету, то есть не перемешивайте их.
Для выполнения этих упражнений можно использовать игрушки, предложенные выше.

Упражнения, влияющие на психомоторное развитие.

Прыжки

Поддерживая ребенка за руки или под мышки, предложите ему попрыгать на месте вверх, вниз, приговаривая: “Прыг-скок, прыг-скок. Баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок. Обвалился потолок, прыг-скок, прыг-скок”.
Выполняйте это упражнение ежедневно. Когда у ребенка будет получаться хорошо, поиграйте с ним в зайчиков-попрыгайчиков.
Следующим упражнением для совершенствования этого навыка может быть такая игра: возьмите в руку игрушку и поднимите ее вверх, держа на небольшом расстоянии от головы ребенка, пусть он попытается, подпрыгнув, достать ее рукой.

Игра в прятки

Спрячьтесь от ребенка, пусть он вас ищет. Кричите ему: “Ау! Ищи меня!” Когда ребенок вас найдет, подхватите его на руки, покружите слегка, потеребив его, вызывая положительные эмоции. Затем найдите ребенка самого прятаться, а вы будете его искать. Делайте это не слишком долго, но пусть ребенок слышит, как вы его зовете, и наблюдает за вами. В этом возрасте дети обычно долго не могут терпеть такую ситуацию и сами выходят из укрытия.

Лазанье

Положите яркую игрушку на диван. Чтобы достать ее, ребенок вынужден будет залезть на диван и слезть на пол.
Привлекая внимание ребенка каким-либо ярким предметом, стимулируйте его пролезть на четвереньках под стулом.
Учите ребенка залезать и вылезать, например, из большой коробки. Помогайте ему на первых порах.

Перешагивание

Разложите на полу разные предметы, которые малыш смог бы перешагнуть. Возьмите его за ручку и погуляйте по комнате. Всякий раз, когда ребенок останавливается перед препятствием, помогите ему высоко поднять одну ногу, затем другую и перешагнуть через предмет.

Игры в мяч

Дайте ребенку в руки небольшой мячик и помогите ему бросить этот мяч на пол. Теперь положите мячик рядом с малышом, пусть он сам возьмет его в руки, а потом бросит. Следующий шаг - обучение ловле мяча, точнее его захватыванию.
Садитесь с ребенком на пол напротив друг друга, разведите ноги в стороны и перекатывайте мяч друг другу. Постепенно увеличивайте расстояние между собой и малышом.
Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Сначала поиграйте с одним шариком, а затем с двумя-тремя. Например, нужно не дать упасть шарикам на пол, постоянно подбрасывая их вверх.
Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Сначала это расстояние не должно быть большим, постепенно увеличивайте его. Помогайте ребенку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у малыша к этому занятию.

Рисование карандашами

Учите ребенка держать карандаш в руке, замечать следы от карандаша на бумаге, а главное, постарайтесь вызвать интерес к рисованию.
Рисуете вместе с ребенком, удерживая его руку с карандашом в своей.
Для начала нарисуйте, например, капельки дождя. Расскажите ребенку какую-нибудь историю про дождик, стихи или спойте песенку:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Заранее изобразите на листе бумаги тучу, а затем вместе с ребенком нанесите штрихами капельки дождя. Обсудите первый рисунок, спросите у ребенка: “Где сильнее дождик идет?”

Рисование красками

Приготовьте лист бумаги и краску трех цветов (красную, желтую, синюю). Сначала дайте ребенку сухую кисть и предложите ему сделать несколько мазков сухой кистью на листе бумаги. После предварительного упражнения в сухом примакивании начинаете с ребенком рисовать красками.
Покажите ребенку, как нужно аккуратно махнуть кисточку в краску: “Смотри, на кончике кисти маленькая фигурка зайчика. Вот как прыгает зайчик - прыг-скок, прыг-скок”. И на бумаге появляются красочные цветовые пятна.
А затем нарисуйте листопад: “Вот подул ветерок и полетели листочки с дерева, упали на травку - падают, падают листья, в нашем саду листопад”.
Полюбуйтесь вместе с ребенком картиной листопада.

Для юного художника мы предлагаем пальчиковые краски. Ребенок может рисовать пальчиками. Это ведь так удобно.

Лепка из пластилина, теста и отливка из гипса.

Покажите ребенку маленький кусочек пластилина, сделайте из него шарик, положите его на досочку и нажмите пальцем.
Спросите у ребенка: “Что было у нас с тобой? - шарик, а что получилось?” Предложите ребенку самому сделать из шарика лепешечку, а потом вместе слепите морковку, оладушки для куклы и т.д.
Обращайте внимание ребенка на изменчивость формы, помогайте ему находить сходство с предметами.
Те же упражнения выполняйте с тестом, гипсом.
Обращаем ваше внимание на раздел Детское творчество, в котором представлены пластилин скульптурный, набор крылья и хвосты их пластилина, крендель - лепка из теста, всевозможные отливки из гипса (жирафы, попугаи ,овощи и фрукты, машинки и т.д..

Упражнения и игры на развитие познавательной и речевой активности

Смотрите книжки с картинками

Старайтесь, как можно больше привлекать внимание малыша к рассматриванию картинок в книжках. Разговаривайте с ребенком, показывая изображения животных, знакомых ребенку предметов, людей. Задавайте ему вопросы: “Покажи, где киска?”, “Как киска мяукает?” и т.д. Картинки можно рассматривать и отдельно в виде карточек соответствующих животных и т.п...

Серия “Понятные книжки”

Читайте ребенку стихи, потешки, считалки, пойте песенки
Не забывайте народное творчество: продолжайте играть в “Козу рогатую”, “Ладушки”, “Сороку-белобоку”, “Пальчики в лесу”.
Постепенно расширяйте звуковую и речевую среду в освоении языка. Пусть вас не тревожит то, что ребенок еще много не понимает.
На втором году жизни можно читать ребенку такие стихи Агнии Барто, как, например:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
“Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!”

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка -
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок..

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

В магазине вы найдете большой ассортимент потешек, песенок, детских сказок, басен на аудиокассетах и видео.

Игры с куклой

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней и т.д. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.
Например: “Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?”, и т.д.

Ролевые игры

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.
Так, например, поиграйте в игру “Кошки-мышки”. Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. “Кот” ходит по комнате, а “мышка ” спряталась. Затем “кот” улегся спать, и “мышка” вышла из своего укрытия. “Кот” проснулся, потянулся, замяукал, и “мышке” надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).
Далее меняетесь с ребенком ролями.
Или поиграйте с ребенком в “Мишку - косолапого”.
Покажите ребенку как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:
Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает
И в карман кладет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился
И ногою - топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.
Приемы лепки из теста те же, что и для пластилина. Только вылепленное изделие можно поместить в духовку, выпечь, а затем раскрасить или покрыть блеском. А можно лепить фигурки и из цветного теста, тогда применяются пищевые красители.

Использованы материалы книги М.Н.Ильина Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет

Категория: Игры с ребенком | Добавил: allover
Просмотров: 5221 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.6/5 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2019